Моторвагонное депо Минск как самостоятельное предприятие было организовано в январе 1964 года для обеспечения пассажирских перевозок в пригородной зоне г. Минска на первом электрифицированном участке Минск – Олехновичи и выполнения деповских ремонтов электропоездов.
В состав депо входят:
– участок эксплуатации электропоездов;
– участок по ремонту и обслуживанию электропоездов серии ЭП;
– колесно-редукторный участок;
– участок производства ТР-2,3;
– участок производства ТО-3, ТР-1;
– участок производства ТО-2;
– участок КИП;
– электроаппаратный участок;
– автоматный участок;
– участок по обслуживанию и ремонту кузовного и внутривагонного оборудования электропоездов;
– электросиловой участок;
– участок по ремонту и обслуживанию оборудования;
– участок по обслуживанию и уборке территории, зданий и сооружений;
– участок мойки-уборки электропоездов.
Приписной парк депо включает в себя 45 электропоездов серии ЭР-9 производства Рижского вагоностроительного завода, 6 электропоездов серии ЭПГ и 10 электропоездов серии ЭПP производства швейцарской компании Stadler Bussnang AG и 2 маневровых тепловоза ЧМЭ-3.
Моторвагонное депо осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт электропоездов, подготовку и выдачу составов электропоездов на линию.
Основными видами и целями деятельности депо являются:
- качественное обслуживание, ремонт и техническое содержание в исправном состоянии электропоездов, обеспечивающее безопасное и бесперебойное движение поездов для выполнения заданного объема перевозочной работы;
- хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов депо и его работников;
- удовлетворение потребностей обслуживаемого региона в перевозках пассажиров;
- внедрение рациональных режимов вождения поездов;
- развитие, содержание в исправном состоянии и рациональное использование оборудования депо;
- обеспечение безопасности движения поездов, точного выполнения правил технической эксплуатации железных дорог, приказов, указаний и инструкций начальника Белорусской железной дороги и Минского отделения, дороги по безопасности движения, разработка и осуществление мероприятий по предупреждению нарушений;
- планомерное и комплексное развитие материально-технической базы и социальной сферы, сосредоточение усилий и ресурсов на техническом перевооружении, модернизации и реконструкции депо и подразделений;
- содержание в исправном состоянии зданий и сооружений, устройств технических средств;
- повышение эффективности хозяйственной деятельности;
- оказание платных услуг населению;
- соблюдение правил охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий.
Основными видами подсобно-вспомогательной деятельности являются:
- размещение и прокат рекламной продукции в салонах вагонов электропоездов;
- ремонт подвижного состава (для сторонних организаций);
- предоставление в аренду подвижного состава;
- прочие услуги населению.
Депо выполняет все виды технического обслуживания и деповского ремонта электропоездам приписного парка:
- техническое обслуживание ТО-2 через 3-е суток эксплуатации
- техническое обслуживание ТО-3 через 6 суток
- текущий ремонт ТР-1 через 60 суток
- текущий ремонт ТР-2 175 тыс. км. пробега
- текущий ремонт ТР-3 через 350 тыс. км.
Локомотивные бригады депо осуществляют перевозки пассажиров на участках:
- Минск – Олехновичи – Молодечно - 78 км
- Минск – Осиповичи – Бобруйск – Жлобин - 215 км
- Минск – Барановичи – Брест - 344 км
- Минск – Борисов – Орша - 213 км
Общая протяженность участков, обслуживаемых Моторвагонным депо Минск – 850 км.
В настоящее время в рамках Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы проводится работа по внедрению нового формата пассажирских перевозок.
Новый формат представляет собой комплексную систему организации пассажирских перевозок, направленную на эффективное удовлетворение потребностей пассажиров в транспортном облуживании с использованием новых технологических решений и современного подвижного состава, ориентированную на усиление транспортных связей между регионами. В рамках данной программы на баланс Моторвагонного депо приняты и эксплуатируются 16 электропоездов 4-х и 5-ти вагонной составности проекта FLIRT BELARUS, производства компании STADLER Rail Group (Швейцария). В перспективе ожидается поступление двух составов семивагонных электропоездов.
За период 2011-2013 годов реализованы 1-я и 2-я очереди строительного проекта «Переоснащение участков ТО-3, ТР-1 и ТО-4 Моторвагонного депо Минск для организации участка технического обслуживания электропоездов Stadler». В рамках реализации данного проекта приобретен и установлен комплект домкратов для подъемки всего электропоезда STADLER, произведена замена силового питающего электрооборудования участка, выполнен ремонт полов путем замены его на наливной из композиционных материалов. В настоящее время на данном участке возможно производство всех видов технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов ЭПГ и ЭПР.
В 2013 году заменен устаревший колесофрезерный станок КЖ20ТФ на участке ТО-4, универсальным колесотокарным станком производства компании TALGO (Испания), что дало возможность производить обточку колесных пар новых электропоездов ЭПГ и ЭПР, а также имеющегося приписного парка электропоездов ЭР9 при существенном улучшении качества обработки профиля колес и увеличении их ресурса.
Установлена автоматическая система диагностики колесных пар движущегося поезда ARGUS-II, также изготовленная испанской компанией TALGO и предназначенная для контроля геометрических параметров профиля катания колесных пар электропоездов, определения необходимости их перепрофилирования, а также позволяющая производить ультразвуковой контроль колес на наличие внутренних дефектов.
Приписной парк депо включает в себя 45 электропоездов ЭР-9 производства рижского вагоностроительного завода, 6 электропоездов серии ЭПГ и 10 электропоездов серии ЭПP производства швейцарской компании Stadler Bussnang AG.